Дело, которое всколыхнуло весь Азербайджан
08.07.2018 в 21:38
В эти дни все соцсети – даже Инстаграм, где серьезные темы обсуждаются редко! – забиты фотографиями бородатого мужчины, очень скромного на вид. Ему посвящено много эмоциональных постов, но все они на азербайджанском языке, из-за чего русскоговорящему человеку непонятно, вокруг чего сыр-бор. Что произошло?
Бородатый мужчина – Юнис Сафаров. Со слов знакомых с ним людей, он отличался скромностью, не был расточительным – не тратил лишние деньги даже на одежду, друзья отмечают его начитанность (любимый писатель – Достоевский, а у Достоевского любимая книга – «Братья Карамазовы»; также на Юниса произвел впечатление и роман Виктора Гюго «Отверженные»). Получил высшее образование в одном из университетов Москвы. По профессии Юнис Сафаров – юрист; по словам матери, во время учебы в Московском педагогическом государственном университете он хотел перевестись на философский факультет, но не получилось. После окончания МПГУ работал в школе учителем истории. Люди описывают его как очень общительного, дружелюбного человека, отличавшегося отзывчивостью и обостренным чувством справедливости.
Что примечательно, Сафаров не был фанатиком, каким обычно кажется любой религиозный человек человеку светскому. Напротив, среди его близких друзей были как люди соблюдающие, верующие, так и светские, но и те, и другие его оценивали очень высоко – когда их просишь сказать что-нибудь про Сафарова, они отвечают: «Он был лучшим человеком из тех, кого я знал». Политические взгляды Сафарова друзья и знакомые охарактеризовали так: «Антизападник, традиционалист, антиваххабит, сторонник социалистического строя». У Сафарова есть семья, двое детей, работа, квартира и машина в Москве – обеспеченный человек с налаженным бытом, без личных проблем.
По национальности Юнис Сафаров, как вы, наверное, уже поняли, азербайджанец. Однако он и его родственники, включая самых близких – граждане РФ, проживающие в России. Последние годы на родине Сафарова произошли некоторые изменения – в Гянджу, второй по величине город в Азербайджане, прислали нового главу «исполнительной власти города», как это теперь называется (по сути – мэра). Надо заметить, что Гянджа – город, отличающийся религиозность населения. Конечно, не все гянджинцы – убежденные шииты, но таковых большинство. Каждый год в месяц Мухаррам на Ашуру в Гяндже устраивались самые масштабные и потрясающие воображение траурные шествия. За веру и религиозность местных жителей называют «хусейнитскими людьми», то есть людьми-преемниками дела имама Хусейна (мир ему), внука пророка Мухаммада.
Если прошлый глава Эльдар Азизов сумел завоевать доверие и уважение жителей города (с ним свободно общались все местные, люди могли подойти и поздороваться за руку, он с уважением относился к традициям Гянджи), то новый сходу настроил против себя и верующих жителей, и светское население. Уж как бы Азербайджан ни славился своей клановой, насквозь коррумпированной системой, как бы местные чиновники ни считали себя небожителями и ни вели себя соответствующе, но даже этот Азербайджан, испытавший на себе все «прелести» гнилой системы, был шокирован отвратительным поведением нового главы Гянджи, Эльмара Велиева. И если Эльдару Азизову даже в голову не приходило завести личного телохранителя, то Велиев это сделал, и причины бояться простых людей у него были.
Про нового главу люди говорят – «страшнейший угнетатель», «не было такого ещё», а кто-то называет его «Ибн Зиядом наших дней». Известен случай, когда в разговоре на религиозном мероприятии Велиев сказал: «Где ваш имам Хусейн, приведите его! Пусть он меня остановит!». Есть ещё его знаменитое высказывание: «Если есть в Гяндже мужик, то пусть рискнёт положить свою руку на мою!». Такое поведение не помогло наладить взаимопонимание с местными. Также при нем коррупция, и так повсеместная в Азербайджане, приняла уродливую форму, абсолютно дикую. Велиев уничтожил весь бизнес в Гяндже, подмяв под себя все, что возможно. Он мог подойти к двухэтажному магазину, посмотреть на него и сказать хозяину: «Передвинь на один метр!». Просто потому, что начальство так захотело, и ты должен слушаться. В русской классической литературе такое поведение мягко названо самодурством. Бизнес был поставлен не то, что на колени – а просто уложен на лопатки. В этом новому главе помогал сын, который в плане поведения мало чем отличался от своего папаши.
Отношение Велиева к Гяндже как личной вотчине, а к жителям Гянджи – как к собственным крепостным, привело к тому, что Велиев мог покрыть любого мимо проходящего человека отборными ругательствами просто потому, что ему что-то не понравилось. Иногда такое поведение уже влекло за собой неприятные последствия: когда Велиев оскорбил мать мученика, ныне покойный экс-глава МВД нанес ему головой удар. Как вы уже поняли, с местным главой МВД у Велиева отношения тоже не сложились.
Как говорят азербайджанцы, каждый, кто сталкивался с Велиевым, ненавидел его лютой ненавистью. Последней каплей стало то, что он стал запрещать траурные шествия на Ашуру, а в Мухаррам на площади города на большом телеэкране по его указанию транслировался концерт поп-музыки. В Мухаррам же, священный для каждого шиита месяц, он устраивал фестивали и дегустации вин. Спокойно мог зайти в мечети в обуви. Многие верующие при нем были избиты, посажены по сфальцифицированным обвинениям. По отзывам местных жителей, в Гяндже творился сущий ужас.
Мэр Гянджи Эльмар Велиев
Несколько дней назад Юнис Сафаров подошел вплотную к Велиеву, выходящему из правительственного здания, и выстрелил в телохранителя, а затем и в самого Велиева. Поскольку в Азербайджане все официальные источники изначально молчали, а какие-то сообщения о произошедшем можно было прочитать только в соцсетях, было и остается непонятным – был ли Велиев убит или лишь ранен в голову. Сразу же после произошедшего полицейские скрутили Сафарова и увезли его в неизвестном направлении. Ходят слухи, что он каким-то образом оказался в руках сына Велиева, который отвез Юниса в отель, где пытал и избивал его. Фотографии, которые были ими сделаны и выложены в интернет, испугали многих в соцсетях – Сафарова посчитали погибшим, так сильно он был обезображен.
Позже Сафарова увезли в Баку, где к нему не допускались ни родственники, ни адвокаты. Неизвестно было даже, что именно вменялось ему в вину, и как это было сформулировано. Новости появились только вчера поздно вечером: под давлением общественности власти Азербайджана решились показать Юниса Сафарова живым и относительно здоровым. На видео, распространенном в Интернете, загримированный и еле двигающийся Сафаров говорит о том, что его якобы не пытали и не били. При этом даже сильный грим не в силах скрыть синяки на его лице, не успевшие зажить за эти несколько дней.
Удивительное дело: сразу после того, как информация об убийстве (или ранении) мэра просочилась в интернет, азербайджанцы внутри страны и за её пределами единогласно окрестили Юниса Сафарова народным героем, стали составлять с ним коллажи, писать, как они счастливы, что кто-то наконец избавил их от тирании Велиева, пусть даже ценой своей жизни и благополучия своей семьи. Достаточно почитать комментарии в Интернете под статьями, чтобы понять, как народ в Азербайджане относился к обоим героям этой истории.
И какова же сила дезинформации в Азербайджане: если сначала о происшествии не было почти никаких сообщений, потом конфликт стали представлять как бытовой, распространяя «утку» о том, что причиной ссоре была сестра Сафарова, приходившая на прием к Велиеву, обругавшему ее и выставившему за дверь. Но эта версия не выдерживает никакой критики, потому что последние 9 лет сестра Велиева находилась за границей и в Азербайджан не ездила.
Потом пустили другую «утку», что Велиева якобы «заказали», а Сафаров выступал в качестве наемного киллера-исполнителя. Но эта версия еще более абсурдна, ибо зачем московскому преподавателю, семьянину, интеллигенту, не имевшему материальных проблем, было вдруг подаваться в киллеры?
Сейчас распространяется еще одна «утка»: якобы Юнис Сафаров прошел подготовку в лагерях сирийских боевиков и решил построить «исламское государство» в Азербайджане, а потому и стрелял в главу Гянджи. Это довольно смешная и нелепая версия. Впрочем, ее с удовольствием стали тиражировать и российские СМИ, любящие такие горячие желтые статейки. Естественно, любой, мало-мальски разбирающийся в религии, понимает, что Сафаров – традиционный шиит, следовательно, никакого «исламского государства» и «тренировочного лагеря в Сирии» быть не могло. Более того, Юнис Сафаров делал в Сирии ровно противоположное: вместе с другими шиитскими добровольцами он оборонял гробницу сестры Имама Хусейна (мир ему) сейиды Зейнаб (мир ей) от такфиристских банд.
Между тем, доподлинно известно, что мотивом покушения, совершенного Юнисом Сафаровым не является личная ссора, или попытка построить исламское государство. Настоящая причина содеянного – тирания чиновника, его откровенно провокационное поведение, беспредел, возмущавший все население. Каждый раз, когда семья Сафарова собиралась за обеденным столом, он не мог приступить к еде, а вместо того принимался объяснять жене, как ему тяжело жить обычной жизнью, тогда как Талех Багир-заде и его сторонники по сфабрикованным делам брошены в тюрьму на долгие 20 лет, а их дети остались без отца, и ничего невозможно с этим поделать. Юниса Сафарова глубоко коробили надругательства Велиева над шиитской верой. Очень жаль, что азербайджанские власти не контролируют действия своих отдельно взятых чиновников, не прислушиваются к мнению общественности, не делают выводы даже из того, что произошло, а просто пытаются замять все случившееся.
Произошедшее, с точки зрения закона как РФ, так и Азербайджана – преступление, которое должно быть наказано. Но наказано по закону. Как Сафаров оказался в руках сына Велиева? Почему его избивали и пытали? Какие шаги предпримет РФ, чтобы защитить интересы своего гражданина, прожившего тут всю жизнь, работавшего на благо общества и платившего налоги? Конечно же, даже родные Сафарова не рассчитывают ни на оправдательный приговор, ни на условный срок. Убийство есть убийство, и естественно, что такое преступление карается любыми уголовными кодексами мира. Однако в России, к примеру, адвокаты и близкие родственники имеют право видеться с обвиняемым, находящимся в СИЗО; ему могут передавать вещи, книги и продукты. Кроме того, судом должны учитываться и смягчающие обстоятельства: хорошая характеристика, наличие малолетних детей, отсутствие судимостей в прошлом. А на Сафарова все характеристики практически идеальные: интеллигентный, образованный, порядочный человек. Почему же он тогда совершил преступление? Ясно, что его религиозные и нравственные чувства были глубоко задеты. Разумеется, это не является оправданием для его деяния, но что это смягчающее обстоятельство – очевидно.
Фото Юниса Сафарова из СИЗО
Несколькими активистами в настоящее время было написано обращение к президенту РФ, где люди, знавшие Юниса Сафарова, просят способствовать допуску адвокатов, прозрачности и гласности процесса, взволновавшему общественность, и прекращению пыток, применение которых противоречит конвенции ООН о правах человека.
Родные и друзья Сафарова согласны с судом по закону. Однако сейчас реалии в Азербайджане таковы, что его могут просто убить, а потом выставить это в качестве попытки побега и задержания особо опасного преступника – тем более, что такие случаи уже были. Дезинформация и попытка замалчивания случившегося доверия к властям и их СМИ народу не прибавили. Однако, сколько веревочке ни виться, где-то будет и конец. Власти Азербайджана серьезно посчитали, что, посадив Талеха Багир-заде и других верующих из организации «Мусульманское единство» и сочувствующих им, они запугали остальных недовольных их политикой. Но что же из этого вышло? Вопрос риторический. Так, может, пора начать учиться разговаривать с холопами – ой, простите, людьми, собственными гражданами; пора научиться слушать их и пытаться найти с ними компромисс, а не гнуть свою линию, проверяя нервы простых людей на прочность?
Джамиля Алиева