Цветная глина: как учатся травмированные дети Газы
11.01.2025 в 22:35
Образование в Газе стало далекой мечтой для детей в разгар постоянных бомбардировок.
Большинство семей в Газе стали внутренне перемещенными из-за израильского геноцида, и большое количество школ было разрушено или серьезно повреждено, в результате чего 625 тысяч учащихся выбыли из образовательного процесса.
Школы, когда-то служившие безопасным пространством, превратились в опасное место или в убежища для переселенных семей, что еще больше усложняет ситуацию. Все школы в Газе остаются закрыты, ученики не посещают занятия. В ответ на эти разрушения некоторые сообщества открыли неформальные образовательные центры. К примеру, в южном городе Хан-Юнисе дети посещают импровизированные классы на 200-летнем кладбище, поскольку функционирующих школ не осталось. Я работаю учительницей в палатке в школе под управлением БАПОР в Аз-Зувайде в центральной Газе.
Очевидцы смерти
ЮНИСЕФ сообщает, что 45 % детей в Газе, видевшие смерть собственными глазами, страдают от тяжелой психологической травмы и разных расстройств, что мешает им сконцентрироваться на образовательном процессе.
Дети потеряли не только доступ к важным знаниям, но и социальную поддержку, предоставляемую школами.
Родители опасаются, что ситуация ухудшится, и целое поколение останется без фундаментальных знаний в области математики и чтения и письма на родном языке.
Будучи мамой двоих детей, я была твердо намерена отправить их в школу, несмотря на каждодневные риски.
Нередко бомбят окрестности неподалеку от их школьных классов. Несмотря на страх и неопределенность, я поставила их образование в приоритет, поскольку это единственная надежда на светлое будущее.
Каждый день в моей голове крутится только один вопрос: вернутся ли они домой живыми?
Зачастую они ходили в школу – если она вообще оставалась на своем месте – без еды, воды и денег, и были вынуждены простаивать длинные очереди за тетрадками, карандашами и ручками. Их обувь больше не пригодна к носке, и нет магазинов, где можно было бы купить новую.
С продолжением израильской блокады и геноцида больше не осталось мест, где продают обувь. Когда такие вещи перестают быть доступными, дети привыкают учиться без них.
Вши и кожные инфекции получили широкое распространение. У многих школьников нет подходящей одежды, и они вынуждены мерзнуть в лохмотьях.
Как учительница я устанавливаю палатку, чтобы давать в ней уроки, и не провожу их в школьных классах, которые полны беженцев. Но когда идет дождь, наша палатка превращается в мутное глиняное болото, что еще более усугубляет наше положение.
Другие учителя также столкнулись с существенными трудностями – такими, как потеря дома и работы, или же задержка в выдаче зарплаты.
Привнести радость в сломанные жизни
Этот хаос вдохновил меня принести радость этим детям, чтобы хотя бы немного облегчить их страдания – это маленький проект изготовления цветной глины, которая так нравится детям.
Я припасла необходимые материалы и начала делать свои первые партии глины, продавая ее за низкую цену всем, кроме моих учеников. Очень быстро это стало неожиданным источником дохода.
Когда я увидела, как много радости это доставляет детям, я расширила этот проект, начав производить глину в больших количествах, что прибавило положительных эмоций еще большему количеству семей. Однако я старалась прежде всего раздавать детям глину бесплатно, чтобы вознаградить их за их усердие и прилежание.
Я также пыталась облегчить их психологическую травму, раскрашивая их лица в разные цвета и привлекая их к разным видам деятельности, чтобы поднять их дух.
Помимо этого, я позволяла им играть, чтобы отношения между ними укреплялись.
Их смех был бальзамом на раны, нанесенные израильским геноцидом – он был временным спасением от нашей суровой реальности.
Некоторые из них делали игрушечные самолетики, говоря, что используют их в сражениях против наших врагов.
Некоторые из них лепили куски пиццы и другую еду.
Я до сих пор помню, как мальчик по имени Адам вылепил из глины дом. Когда я спросила его, почему он сделал это, он грустно пояснил: «Я вновь строю мой разрушенный дом».
Я ощутила глубокую печаль и пожелала ему, чтобы его дом на самом деле был восстановлен. У этого ребенка была такая простая и понятная мечта – иметь дом, в котором можно укрыться и защититься от бомб.
Стоит ли здесь задавать лишние вопросы?
В один прекрасный день я встретила ребенка лет десяти, сидящего на пороге своей палатки и читающего Коран. Я подошла к нему и спросила, в какой школе он учится.
Он ответил, что он не смог продолжить свое обучение с начала израильской агрессии, но вместо этого изучает Коран.
Намерение учиться и учить
Этот ребенок заставил меня осознать, насколько наши дети нуждаются в образовании. Даже в отсутствие занятий он был твердо настроен что-то читать и изучать.
Этот опыт вдохновил меня на поиск новых идей по поводу обучения детей в Газе, особенно тех, кто не может посещать школьные классы. Такие простые проекты, как изготовление глины, принесли нам радость и столь ценное взаимодействие, показав нам, что в самые темные времена надежда может быть вылеплена руками самих наших детей. Я до сих пор пытаюсь давать уроки в палатке, которая намокает всякий раз, когда идет дождь, и вода стекает с нее, отвлекая учеников от уроков…Что касается будущего, оно до сих пор остается неопределенным, а моя работа зависит от продолжения деятельности БАПОР и его помощи людям в Газе. Если БАПОР окажется не способным функционировать, многие учителя вроде меня потеряют работу, и мы постоянно беспокоимся по этому поводу. Я все время думаю о детях, потерявших свои семьи. Кто будет учить их?
Как это поколение будет идти вперед без базовых знаний.
Сумайя Мухаммад, учительница и публицистка из Газы